Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Феномен молчания или «Кузька и/или мать?»

Феномен молчания или «Кузька и/или мать?»

         Вас пугает тишина, мой дорогой читатель?

    Тишина не пугает, она скорее даже успокаивает. Я не чувствую себя одиноко в тишине. Я знаю, чем могу занять себя в тишине. Хотя и знаю тоже, что есть люди, которые ни минуты не могут быть одни, но это другая история, об этом как-нибудь в другой раз.

    Ничто так не тревожит человека как молчание.

    Не страшно быть в тишине, когда ты с ней один на один. Страшно быть в тишине, когда с тобой рядом живой человек, и он молчит…

    Молчание и тишина суть разные понятия. Тишина – это состояние. Молчание – отсутствие другого при его наличии. В тишине можно найти ответ, в молчании – никогда (если только это не молчание вдвоем)! Молчание порождает сомнения, душевные муки и терзания.

    Тишина – объекта вроде бы нет, а ответ есть, а молчание, наоборот, — объект есть, а ответа нет.

    Первый значимый объект для ребенка – мама.

    Когда младенец приходит в мир, он издает свой первый крик, заявляя миру о себе. Я здесь! – кричит младенец. Первым, кто отвечает на его зов, является мать. Хотя в реальности не всегда. При рождении младенца в наше время встречают руки врачей, но кормит и прижимает его к себе мама.

    В тишине можно обрести покой, мысли, слова, чувства, а в молчании лишь ощущение пустоты… ведь он есть этот значимый другой, но его нет – на его месте образуется пустота…

    Кто я? – спрашивает ребенок и в тишине находит ответ. Кто я? – задает он тот же вопрос, а другой, тот, что ощущается, что рядом, молчит, не дает ответа и внутри возникает зияние – пустота.

    Хотите тишины? Куда мы идем за тишиной – чаще в природу, ну или сидим дома «одни».

    Но тишина – не отсутствие звуков – в ней есть пение птиц, шум ветра, шорох листьев, скрип снега под ногами… в ней есть тиканье часов и биение собственного сердца, а значит, возможность услышать ответ и что-то про себя понять.

    Молчание – в нем нет звука, но не потому, что его не может быть, а потому, что «ты наказан» и тебя его лишили. Не дать ответа, значит, наказать!

    Наказать тебе — не быть.

    Человек единственное животное, способное говорить (и смеяться). Обретающему речь ребенку важен ответ значимого взрослого.

    Но о быт разбилась не одна семейная лодка. Люди ищут способы выстроить гармоничные отношения и чтобы преуспеть в этом, они могут говорить, говорить о своих чувствах, мыслях, тревогах, печалях и радостях. Но невозможно говорить, в отсутствии слушателя, говорить, в никуда, в пустоту!

    Отсутствующая мама не такое уж редкое явление. Быт, работа, неустроенность, отсутствие поддержки со стороны мужа (вот и еще одна причина) – все это забирает маму у ребенка и чаще мама недодает не потому, что не хочет, а потому, что не может: «Домой приходишь, — пока белье погладишь, приготовишь, а завтра на работу и к вечеру валишься без сил». Думаю, эти слова знакомы многим.

    В мультике про домовенка Кузю хорошо показано, как мама наказывает дочке(у) Наташе(у): «Уже мусор вынесла?! Умница дочка!».

    Удобно, правда? И дочка растет умницей, и мама спокойна.

    А потом в новом, пустом доме появляется он – домовенок Кузя! И нарушает весь установленный порядок.

Забравшись в шкаф для мусорного ведра, Кузьма, рассказывает Наташе  «сначала здесь весна будет, потом лето (бабочки летают), потом осень, а там постепенно доживем и до зимы….».

    Он становится лучшим другом девочки Наташи, у которой, судя по мультфильму нет друзей среди сверстников, ее окружают одни взрослые. Удивительно художник-мультипликатор показывает этот мир взрослых – практически на протяжении всех серий мы видим только ноги взрослых и лишь иногда лицо Наташиной мамы. Мир взрослых – безлик, у него нет лица, и он не дает ответа. Мамино лицо остается, но есть ли ответ?

    Так откуда же берутся домовые? Мультик хорошо это иллюстрирует…

    Мир отстраненных взрослых слишком агрессивен для ребенка, в нем нет соответствия его внутренним потребностям. В таких условиях дети призывают на помощь свою фантазию и сами создают себе друзей. Они одухотворяют игрушки или общаются с воображаемыми персонажами.

    Зачем они, эти Кузи и Нафани? — С ними не надо быть удобным, а можно быть собой.

    Их, этих героев рождает тишина, в которой дети находят ответы на свои вопросы. Воображение, детская фантазия — спасение от гнетущего родительского молчания.

    И главное, что их фантазийные друзья, никогда не врут и показывают им другие возможности, так в мультике Кузя выбрасывает мусор в окно «прямо дяденьке на шляпу», тем самым вызывая смех Наташи.

    Дежурное «умница дочка» — это приятно не потому, что тебя успокаивает, а потому, что так маме спокойнее, а Кузькино «Я – не козел, я травку не ем!» – это так весело!

    И еще в уста домовенка вложены слова: «Родители есть? Хорошо. Присмотрю за ними».

    Так ребенок посредством своего воображаемого друга берет на себя ответственность за своих родителей, ведь глядя на эти суетящиеся ноги, кроме как «с ними что-то не то» и «они так обеспокоены» ничего в голову не придет.

    Увы, но многим детям знакомо это съедающее изнутри чувство, когда мама, обидевшись (!!!!) вдруг замолкает на несколько часов или даже дней! И ребенок ходит за ней хвостом и буквально вымаливает прощение, а чаще просто просит объяснить «за что?», почему мама не разговаривает. И ужас в том, что такая тактика может не иметь непосредственного отношения к ребенку, просто он оказался рядом, а мама по-другому не умеет. Мама не умеет, а ребенок, видя такой пример реагирования, не только такому же поведению учится, но и обрастает чувством вины. Что с ним будет потом? А потом, он будет не способен ни к конструктивному диалогу, ни к конфликту и ради мнимого покоя, будет извиняться даже за то, в чем не виновен.

    Что же выбирает ребенок в подобной ситуации – мамино молчание или тишину, которую он сам наполнил чудаковатыми обитателями, помогающими ему отразить эмоции и чувства. Так дети-фантазеры сами контейнируют свои эмоции в игрушки и фантазии.

    Отсутствующая мама – это мама, душа которой устала, затерялась, может даже погибла и чтобы не погибнуть самому и спасти мамину душу, ребенок прячет ее в своих любимых персонажей.

Что же плохого, спросите вы, тишина развивает фантазию?! И будете правы. В тишине нет ничего плохого. Плохо молчание – из него вырастает железобетонная непробиваемая стена, которая делает реального другого недоступным и недосягаемым. Из-за этой стены не сбываются партнерство, дружба, любовь. Все самое прекрасное остается лишь фантазией.

    Посмотрите на любимых мультипликационных героев ваших детей, и может быть, в них вы узнаете себя? Может вы, конечно, не вываливаете мусор из окна на шляпу прохожему, но нет-нет, да и выкинете фантик на улице, исподтишка!

    Повеселитесь с вашим ребенком! Устройте бои на подушках! И чаще обнимайте и говорите ему, как вы его любите!

ПРОСТО ТАК!….

а это уже про другой мультфильм.

Говорите друг с другом!

Источник

Оставить комментарий